Дополнительная профессиональная программа
повышения квалификацийСовременная система организации
повышения квалификаций
Современная система организации
контрольно-надзорной деятельности
Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Цель реализации программы
Совершенствование имеющихся и получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих, а также работников организаций в области государственного и муниципального управления, организации и осуществления контрольно-надзорной деятельности, взаимодействия с органами публичной власти.Совершенствуемые компетенции
(квалификация Бакалавриат)Компетенция | Направление подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» / Код компетенции |
---|---|
Способен применять нормы материального и процессуального права при решении задач профессиональной деятельности | ОПК-2 |
Способен участвовать в экспертной юридической деятельности в рамках поставленной задачи | ОПК-3 |
Способен участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов и иных юридических документов | ОПК-6 |
Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности | ОПК-9 |
1.2 Планируемые результаты обучения
(квалификация Бакалавриат)Наименование разделов и тем | Код компетенции |
---|---|
Знать: положения действующего законодательства, регулирующего контрольно-надзорную деятельность органов публичной власти и основные направления его развития. Уметь: анализировать нормы действующего законодательства, регулирующего контрольно-надзорную деятельность органов публичной власти, в целях обеспечения юридически значимой позиции организаций, должностных лиц, физических лиц, органов публичной власти. | ОПК-2 |
Знать: основные формы работы участников экспертной деятельности, связанной с обеспечением систематизации требований, соблюдение которых является предметом контрольно-надзорной деятельности. Уметь: вырабатывать экспертную позицию по вопросу систематизации требований, соблюдение которых является предметом контрольно-надзорной деятельности. | ОПК-3 |
Знать: определенные действующим законодательством основы взаимодействия с контрольно-надзорными органами. Уметь: подготавливать письменную позицию в рамках взаимодействия с контрольно-надзорными органами. | ОПК-6 |
Знать: основы и принципы работы информационных систем (реестров), используемых при организации и осуществлении контрольно-надзорной деятельности. Уметь: работать с источниками данных о контрольно-надзорной деятельности, содержащихся в информационных системах. | ОПК-9 |
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебный (тематический) план
Наименование разделов и тем | Всего часов | Лекции (часов) | Трудоемкость |
---|---|---|---|
Модуль 1. «Развитие законодательства о контрольно-надзорной деятельности» | 12 | 12 | 12 |
1.1 Законодательство о федеральном, региональном и муниципальном контроле и надзоре | 2 | 2 | 2 |
1.2 Регламентирование контрольно-надзорной деятельности в органах публичной власти | 2 | 2 | 2 |
1.3 Законодательные основы информатизации контрольно-надзорной деятельности | 2 | 2 | 2 |
1.4 Развитие профилактической составляющей в законодательстве о контрольно-надзорной деятельности | 2 | 2 | 2 |
1.5 Правовые основы политики открытости в деятельности контрольно-надзорных органов | 2 | 2 | 2 |
1.6 Взаимодействие контрольно-надзорных органов с бизнес-объединениями | 2 | 2 | 2 |
Модуль 2 «Риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности | 6 | 6 | 6 |
2.1 Понятие и виды рисков в хозяйственной деятельности, классификация рисков, учитываемых при организации контрольно-надзорной деятельности | 2 | 2 | 2 |
2.2 Регулирование рисков, учитываемых при организации контрольно-надзорной деятельности, в действующем законодательстве | 2 | 2 | 2 |
2.3 Проблемные вопросы внедрения и использования риск-ориентированного подхода | 2 | 2 | 2 |
Модуль 3 «Обязательные требования как объект контрольно-надзорной деятельности» | 8 | 8 | 8 |
3.1 Понятие, правовая сущность и классификация обязательного требования как проверяемого требования к деятельности субъекта предпринимательской деятельности | 2 | 2 | 2 |
3.2 Систематизация обязательных требований в работе контрольно-надзорных органов | 2 | 2 | 2 |
3.3 Регуляторная гильотина как механизм актуализации и систематизации обязательных требований | 4 | 4 | 4 |
Итоговая аттестация:
Итоговое время:
2.2. Учебная программа
Виды учебных занятий, учебных работ | Содержание |
---|---|
Модуль 1. «Развитие законодательства о контрольно-надзорной деятельности» | |
1.1 Законодательство о федеральном, региональном и муниципальном контроле и надзоре – лекция 2 ч. | Основные положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Контрольно-надзорная деятельность как направление деятельности органов публичной власти. Виды и уровни контрольно-надзорной деятельности. Основные изменения в регулировании контрольно-надзорной деятельности в период с 2013 по 2022 гг. |
1.2 Регламентирование контрольно-надзорной деятельности в органах публичной власти – лекция 2 ч | Виды контрольных (надзорных) мероприятий. Контрольные (надзорные) действия. Органы, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность. Источники правового регулирования контрольно-надзорной деятельности на различных уровнях публичной власти. Положение о контрольно-надзорной деятельности как ключевой документ регулирования контрольно-надзорной деятельности. Правовое положение инспектора. |
1.3 Законодательные основы информатизации контрольно-надзорной деятельности – лекция 2 ч. | Государственные информационные системы, используемые в контрольно-надзорной деятельности. Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Типовое облачное решение контрольно-надзорной деятельности. Единый реестр обязательных требований. |
1.4 Развитие профилактической составляющей в законодательстве о контрольно-надзорной деятельности – лекция 2 ч. | Виды профилактических мероприятий. Предостережения и профилактические визиты как новеллы профилактической деятельности контрольно-надзорных органов. Планирование и управление профилактической деятельностью контрольно-надзорных органов. |
1.5 Правовые основы политики открытости в деятельности контрольно-надзорных органов – лекция 2 ч. | Публичная отчетность контрольно-надзорных органов. Взаимодействие контрольно-надзорных органов с экспертным сообществом. Публичная оценка эффективности и результативности деятельности контрольно-надзорных органов. Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий как источник открытых данных. |
1.6 Взаимодействие контрольно-надзорных органов с бизнес-объединениями – лекция 2 ч. | Ведущие бизнес-объединения России. Саморегулируемые организации. Взаимодействие контрольно-надзорных органов с бизнес-объединениями в рамках планирования и осуществления контрольно-надзорной деятельности |
Модуль 2 «Риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности | |
2.1 Понятие и виды рисков в хозяйственной деятельности, классификация рисков, учитываемых при организации контрольно-надзорной деятельности – лекция 2 ч. | Риск как вероятностное явление. Основные характеристики риска. Охраняемые законом ценности как объект риска. Классификация рисков по вероятности наступления. |
2.2 Регулирование рисков, учитываемых при организации контрольно-надзорной деятельности, в действующем законодательстве – лекция 2 ч. | Разработка карты рисков в профильной сфере. Взаимозависимость рисков и планирования контрольно-надзорной деятельности. Учет системы рисков в подготовке нормативных правовых документов, регулирующих осуществление контрольно-надзорной деятельности. |
2.3 Проблемные вопросы внедрения и использования риск-ориентированного подхода – лекция 2 ч. | Кадровые аспекты учета риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности. Недостаток информации для использования риск-ориентированного подхода. Проблемы работы с источниками и наборами данных в рамках использования риск-ориентированного подхода. |
Модуль 3 «Обязательные требования как объект контрольно-надзорной деятельности» | |
3.1 Понятие, правовая сущность и классификация обязательного требования как проверяемого требования к деятельности субъекта предпринимательской деятельности – лекция 2 ч. | Обязательное требование как проверяемое правило поведения. Обязательное требование в системе источников права. Обязательное требование как правило, влекущее нагрузку на субъектов предпринимательской деятельности |
3.2 Систематизация обязательных требований в работе контрольно-надзорных органов – лекция 2 ч. | Выявление и описание обязательных требований. Экспертная проработка обязательных требований. Учет и публикация обязательных требований. |
3.3 «Регуляторная гильотина» как механизм актуализации и систематизации обязательных требований – лекция 4 ч. | Правовые основы «регуляторной гильотины». Зарубежный опыт «регуляторной гильотины». Взаимодействие с отраслевым, экспертным и научным сообществом в ходе регуляторной гильотины. Пакетный принцип отмены избыточных и устаревших обязательных требований. Постоянство систематизации обязательных требований. |
Раздел 3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Профессиональный стандарт «Юрист» в настоящее время не утвержден в установленном порядке. Утвержденные профессиональные стандарты направления «Юриспруденция» в текущих редакциях не соотносимы с программой.Итоговая аттестация
(верные ответы выделены жирным написанием):
1. Какое из перечисленных мероприятий НЕ относится к профилактическим мероприятиям, осуществляемым контрольно-надзорными органами?
2. Какая из перечисленных информационных систем появилась раньше?
3. Какой вид риска причинения вреда (ущерба) и индикаторы риска нарушения обязательных требований должен в обязательном порядке закрепляться в положении о виде контроля (надзора)?
4. Укажите принцип организации государственного контроля, НЕ закрепленный в профильном законодательстве
5. Укажите, что из перечисленного НЕ относится к специальным режимам государственного контроля (надзора)?
6. Укажите отсутствующее в законодательстве основание для проведения проверки
7. Укажите верное определения понятия: «содержащиеся в нормативных правовых актах нормы, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках контрольно-надзорной деятельности»
8. Укажите верное определения понятия: «механизм деятельности органов публичной власти и экспертного сообщества по выявлению и систематизации, в том числе отмене избыточных и устаревших норм, соблюдение которых подлежит проверке в рамках контрольно-надзорной деятельности»
9. Какое количество видов риска причинения вреда (ущерба) и индикаторы риска нарушения обязательных требований устанавливает действующее законодательство?
10. Какой орган государственной власти осуществляет согласование плановых контрольных (надзорных) мероприятий?
11. Каким документом может быть установлено, что досудебный порядок подачи жалоб при осуществлении соответствующего вида муниципального контроля не применяется?
12. При помощи каких средств связи может проводиться мониторинговая закупка?
13. Где НЕ может проходить профилактический визит?
14. Укажите верное определение понятия: «списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований»
15. Чем регулируется осуществление мониторинга как специального режима государственного контроля (надзора)?
16. Какое мероприятие может осуществляться без взаимодействия с контролируемым лицом?
17. Укажите, какое из нижеперечисленных положений не относится к принципам установления обязательных требований.
18. Какие обстоятельства должны учитываться в ходе определения добросовестности контролируемых лиц при определении критериев рисков нарушения обязательных требований?
19. Укажите верное определение понятия: «должностное лицо контрольного органа, в должностные обязанности которого в соответствии с положением о виде контроля, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по виду муниципального контроля».
20. Посредством каких форм взаимодействия с обществом осуществляется информирование как профилактическое мероприятие контрольных (надзорных) органов?